Когда они есть, их не замечаешь, но их отсутствие сразу же становится ощутимым, особенно летом. Речь идет о кондиционерах, без которых сейчас невозможно представить работу офисов, магазинов, а тем более кафе и ресторанов.

Симбиоз вентиляции и кондиционера

На рынке бытовых кондиционеров в последнее время наметилась следующая тенденция: в продаже появляется все больше кондиционеров, оснащенных различными дополнительными устройствами и аксессуарами. Дополнительные технологические решения позволяют превратить технику в практически универсальную систему - симбиоз вентиляции и кондиционера, которая кроме охлаждения и нагрева воздуха выполняет его качественную очистку, ионизацию (насыщает воздух отрицательными ионами, дефицит которых ощущается в закрытых помещениях), уничтожает бактерии и т. д. Сейчас довольно популярны так называемые кислородные кондиционеры, которые впевые вывела на рынок фирма PANASONIC. Такие кондиционеры оснащены специальным генератором, который вырабатывает и подает кислород в помещение.

Подобные модели теперь выпускают многие фирмы. Кроме того, в продаже есть кондиционеры, которые одновременно с подачей кислорода разрушают бактерии, находящиеся в воздухе. Еще десять лет назад фирма HITACHI вывели на рынок сплит-системы, которые подают свежий воздух в помещение и удаляют использованный. До этого момента основным недостатком всех сплит-систем было то, что они не могли подавать свежий воздух и удалять отработанный из помещения. В модели, которую создала фирма HITACHI, установлен дополнительный вентилятор, который удаляет отработанный воздух, а также специальный компьютер, автоматически включающий систему то на удаление, то на приток воздуха.

Все бытовые кондиционеры условно можно разделить по ценовым категориям. К категории класса люкс премиум относятся системы, оснащенные самыми последними техническими достижениями, аксессуарами. В основном это японские производители. Стоимость их моделей - от 1200 долларов и выше. Кондиционеры, обладающие теми же функциями, но произведенные в Китае или Корее, стоят примерно на 30 % ниже.

В категорию эконом - класса попадают кондиционеры, выполняющие свои основные функции - охлаждение и фильтрация воздуха, но без каких-либо новейших технических усовершенствований (ионизация воздуха, насыщение кислородом, разрушение бактерий).

Экономия выйдет дороже

Если для дома или офиса подойдет практически любой кондиционер, то для магазинов и заведений общественного питания выбор техники должен быть тщательно продуман.

Довольно часто хозяева кафе стараются сэкономить на кондиционерах: они их либо вообще не устанавливают, либо покупают самые дешевые системы. Или же не учитывают многих аспектов, например, что на кухне в горячем цехе через полгода планируется установка мангала, конвектомата, дополнительной плиты и т. д. А потом начинаются проблемы. Наиболее распространенные из них - это жалобы жильцов того дома, в котором расположено кафе, на шум вентиляции, на запахи; жалобы поваров на духоту в горячем цехе, где без соответствующей системы вентиляции и кондиционирования просто невозможно работать. А задымленность в зале может отпугнуть многих потенциальных посетителей. В результате владелец кафе вынужден модернизировать систему кондиционирования и вентиляции, что обходится гораздо дороже, чем если бы он сразу купил необходимую систему.

Кафе и магазины, как правило, устанавливают три вида кондиционеров - потолочные, кассетные, либо канальные. Последние завязаны с вентиляцией, их плюс в том, что они могут подавать свежий воздух, а минус - требуют довольно много места в потолочном пространстве, что затрагивает вопросы дизайна помещения. Вообще, перед тем как приобретать кондиционер, необходимо уточнить у продавцов, каким компрессором оснащена техника. Компрессор может быть поршневой - самый шумный, но дешевый; ротационный - менее шумный и более дорогой; спиральный - еще менее шумный и, соответственно, более дорогой. Пожалуй, самый совершенный (и дорогой) компрессор инверторного типа. Он решает проблему шума и электропотребления, то есть в этом плане он довольно экономный.

Кроме того, инверторные кондиционеры более надежные. Например, подобные системы сейчас занимают 80% японского рынка кондиционеров. Если в кафе уже проведена вентиляция и осталось лишь решить проблему теплового баланса воздуха, то можно установить любой бытовой кондиционер с хорошим запасом мощности.

В магазинах, пожалуй, нет необходимости устанавливать бытовые кондиционеры последних усовершенствованных моделей с функциями насыщения кислородом, расщепления бактерий и другими. В магазинах, особенно в продуктовых, очень большой воздухообмен, постоянно открывается входная дверь, через которую в помещение попадает пыль, грязь. Усовершенствованные фильтры кондиционера просто будут неэффективны при таком расходе воздуха. В этом случае за те же деньги можно установить бытовой кондиционер без дополнительных опций, но более мощный, а еще лучше не бытовой, а промышленной серии. Для магазинов непродуктовых товаров (книжного, галантереи и др.) иногда достаточно естественной вытяжки. В магазине бытовой химии, чтобы удалять запахи, необходима вытяжная вентиляция. При открытии магазина или кафе всегда хочется сэкономить, в том числе на вентиляции и кондиционировании. Но проходит год - два, бизнес развивается, и встает вопрос о модернизации системы. В работающем магазине или кафе проводить модернизацию очень сложно и дорого. Возникают проблемы с демонтажом мебели, оборудования, подвесных потолков. Необходимо останавливать продажи, демонтировать дорогостоящее вентиляционное оборудование, прокладывать электрические кабели. Поэтому еще на стадии проектирования системы вентиляции и кондиционирования необходимо (если нет возможности заложить оборудование с запасом мощности) предусмотреть варианты такой модернизации, тогда она не приведет к большим затратам.