Фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках. Вытянутые узкие сосуды, голубые и бледно-зеленые вазы, относящиеся к эпохам Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), стали родоначальниками китайской фарфоровой традиции.

Существует три вида фарфора - мягкий, твердый и костяной. Мягкий фарфор был широко распространен в Европе. Масса плавится, после чего в нее добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Мягкий фарфор прозрачный, нежного сливочного тона. Однако он обладает низкой жароустойчивостью.

Выносливее, тверже и белее мягкого костяной фарфор. Однако для интенсивного использования лучше покупать твердый фарфор. Он выдерживает большие нагрузки. Твердый фарфор уплотнен по краям и защищен высококачественной глазурью, которая предотвращает возникновение сколов и царапин, сохраняет тепло, не позволяя блюду быстро остыть.

В его основе лежат каолин, который должен составлять не менее 50% от общей массы, кварц и полевые шпаты. Смешиваясь с каолином, кварц делает изделие гладким, поскольку каолин по своей сущности - пористый и шершавый материал. Прозрачность достигается благодаря присутствию в смеси полевых шпатов. Каждый производитель создает свою формулу твердого фарфора, однако существенной разницы в подходе нет.

Специалисты подразделяют фарфоровую продукцию на два класса - высокий и средний. Конечно, купить фарфор топ-категории может позволить себе далеко не каждый. Однако, как известно, скупой платит дважды. Возможно, выгоднее один раз приобрести дорогую, но качественную серию и избавить себя на какое-то время от проблем, связанных с очередной покупкой тарелок, чашек, соусников и т. д., чем докупать их в течение года.

Фарфор ассоциируется с многовековыми традициями. Но ничто не стоит на месте. Экстравагантность, страсть к эпатажу, сочетание несочетаемого притягивают и завораживают. Сегодня можно легко купить "неординарную" посуду самых сумасшедших форм. Подобные изыски - причем не только в плане цены - доступны исключительно прогрессивным людям. Наверное, древние китайские мастера и представить себе не могли, что когда-нибудь из фарфора будут делать треугольные тарелки.

Фарфоровые изделия всегда считались роскошью: вазы, статуэтки, куклы и сервизы коллекционировали, выставляли в лучших музеях мира. Однако за столетия подход к фарфору несколько изменился. Высокие художественные запросы отошли на второй план, уступив место массовому производству. Фарфоровый мир как бы раздвоился, превратившись в узкий мир высокого искусства, с одной стороны, и обычный, повседневный - с другой.